Генерал-майор Владимир Маевский, в 1895-1913 годах занимавший пост консула России в Турции, отмечал: «Необходимо показать Европе, что армяне не подвергались угнетению и геноциду в Османской империи. На самом деле это был вовсе не геноцид, а политический вымысел. Правда, как она есть, состоит в том, что убийства на Востоке совершались не мусульманами, а именно армянами. Совершенные ими зверства впоследствии приписывались туркам».
Из рапорта полковника-лейтенанта Грязнова об арзинджанских убийствах в 1915 году:
«По дорогам, ведущим в села, были разбросаны пронизанные копьями тела мусульманских крестьян, отрезанные части туловищ и растекшиеся внутренние органы… В основном женщины и дети! Судьи и богачи организовывали убийства, армянская армия их исполняла. Были вырыты глубокие колодцы, и беспомощные люди, зарезанные как животные, один за другим были выброшены в колодцы. Армяне, ответственные за убийства, заполняли дом восьмидесятью мусульманами, а затем отрезали им головы».
Из сообщения от 1915 года генерала русской армии Л.Одишелидзе:
«11–12 марта армянские палачи топорами и копьями казнили мусульман на территориях вокруг Арзинджана. Эти звери бросали свои жертвы в основном в окопы, вырытые ими для осуществления своих коварных планов. Мой помощник насчитал двести (200) таких окопов и раскрыл содеянные преступления».
Фундамент разрушительной стратегии, направленной против Азербайджана и азербайджанцев, был заложен в 1918 году Владимиром Ильичом Лениным. В записке неизвестному от 3 июня 1918 г. Ленин поручает «передать Теру (Тер-Габриелян – председатель ЦК Бакинского Совнаркома), чтобы он подготовил всё для полного сожжения Баку в случае нашествия».
В ответном письме Тер-Габриеляна говорится: «В Баку нет никаких препятствий для установления советской власти. Все в один голос говорят – в Баку идет армяно-азербайджанская резня, и что эта резня создана армянами».